Совесть как индикатор греха

чувство грехаКогда тебе говорят, что ты обезьяна – вспомни о совести. Ты обезьяна пока твои желания и побуждения, решения и действия руководствуются только лишь инстинктами. Если ради очередного банана ты готов солгать, значит ты живое доказательство Теории Дарвина.

Но не все, конечно, так считают. Когда ты не примат, то у тебя автоматически возникает некая ответственность. Выливать горшок на голову прохожему уже не получится, ведь оправдать себя одними лишь инстинктами теперь нельзя. Теперь ты начинаешь прислушиваться к иному гласу, гласу совести.

Она вложена в нас не просто так. Она неумолима, точна, жестока, справедлива. Мы над ней не властны. Это делает ее прекрасной и в то же время ужасной. Она является тем деревом, по которому мы можем карабкаться на высоты добродетели. Его ветки дадут возможность схватиться и не сорваться в пучину страстей, если мы оступимся. Его надо поливать, иначе засохнет. В этом случае схватиться будет уже не за что. Будем мы тогда ходить в грязи нашей повседневной жизни, а то и вовсе завязнем в болоте по самые уши так, что и не выберемся никогда.

Каждый наш поступок несет в себе некое послевкусие. Оно может быть сладко, а может отдавать нестерпимой горечью. Очень часто его диктует совесть. Если сделал гадость, то куда не беги, неумолимый судья тебя настигнет. Как взрыв вулкана, так в душе будет раздаваться мука о совершенном поступке. Сегодня вулкан спал, на его склонах селились люди, росли деревья, выращивались вкусные плоды, царил мир и радость. А сегодня все покрыла лава, поглотила весь склон и нестерпимо жжет землю.

Часто мы обманываемся. Нам кажется, что сделав что-то нехорошее, мы не потеряем того мира в душе, который сейчас имеем. Мы игнорируем зловещий дым над вершиной горы перед извержением. Мы душим совестливые увещевания в нашем сердце, не думая о последствиях. Это не так сложно, пока поступок еще не совершен. Но мы уже себя обманули. И когда зло сделано, расплата ужасна, мука нестерпима.

В нас заложен естественный индикатор правильности совершаемых поступков, частичка чего-то такого на столько невообразимо чудесного и необъяснимого, на сколько привычного и незаметного. Это великий дар и большая ответственность. На сколько он велик можно судить уже лишь по одному тому, что с помощью него Ветхозаветные патриархи, не имея никаких писанных Заповедей и никаких церковных законов, удостаивались величайшей милости перед Господом. Руководимый своим внутренним чувством совести, Ной был на столько праведным, что Господь дал ему возможность возобновить род человеческий после потопа. Авраам же стал «отцом всех верующих». Как по этому поводу говорил Авва Дорофей: «Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу»[1].

Но это были первые люди, они еще знали, кто такой Адам и что над миром стоит единый Бог. Они помнили простую истину: чтобы Ему угодить, жизнь человека и его поступки должны совершаться по-совести. Со временем наше чувство греха начало тускнуть и погибать. Оно было всегда, но сквозь века и времена голос его для многих стал тихим и неслышным. Впоследствии Господь подарил людям Закон писанный, так как их внутренний глас исказился и заглушился. С приходом же Христа, наша совесть получила возможность возродиться и снова вырасти на безжизненном поле нашей души.

В этом плане мы можем пробуждать и укреплять ее. Евангельская Истина дает нам возможность настроить внутреннее чувство греха очень тонко. Теперь мы имеем полноту учения. Оно несет в себе как внешние законы, так и глубинную суть, которая отражается в каждом особенно и вместе с тем одинаково во всех. Эта глубинная суть, подкрепляемая внутренним пониманием и благодатью Таинств перерождает нашу совесть и дает ей возможность говорить чаще и громче.

Наряду со способом ее развития, Господь дал нам так же и способ облегчить муку самообличения и порицания, которая порой бывает нестерпима. Таинство Покаяния дает надежду, снимает с плеч груз греха и каждый день дарит искренне покаявшимся слезы умиления, веру в прощение и радость освобождения, мир в душе. Вместе с этим такое облегчение не глушит совесть, как это делает самообман и самооправдание, но, наоборот, дает ей новые соки и нужные вещества для роста и рождения новых плодов.

Если сейчас твою душу зацепить может лишь откровенный обман или воровство, то со временем, очищая свои поступки, слушаясь внутреннего голоса, ты будешь скорбеть о чувстве злобы, а потом, спустившись на невообразимые глубины покаяния святых отцов, начнешь скорбеть и омывать слезами сами зачатки твоих грехов наряду с грехами всего человечества. Наверное так, хотя кто его знает, что может открыть в человеке благодать Божья. Главное, что мы можем развивать снутреннего судью и обязаны это делать. Чем больше мы к нему прислушиваемся, чем реже наши поступки заставляют его вопить и разрывать душу, тем больше он крепнет и тем весомее его слово.

Важно его не заглушать. Не все люди привыкли смотреть внутрь себя и исправлять свою внешнюю жизнь согласно гласу совести. На поводу у желаней и неудержимыс стремлений часто мы его приносим в жертву телесным удовольствиям. Как ни странно, христианское понятие греха крайне точно определяет, какие поступки могут вызвать внутренний вопль. Их нужно сторонится.

Не все готовы так поступать. Подавляющее большинство предпочитает вместо того, чтобы отказаться от удовольствия, просто заглушить зов совести. И самым эффективным инструментом для этого является самооправдание. Не алкоголь, не женщины, не громкие развлечения, а самооправдание сбивает тот внутренний индикатор, который указывает нам на грех.

Редкий человек сможет откровенно делать зло, открыто в этом себе признаваясь. Таких людей еденицы и, наверное, они уже действительно обретают демонический облик. Но большинство поступает иначе, оно просто убеждает себя в законности своих поступков. Так, ворующий из общественных денег чиновник на внутренний вопрос о пропаже денег, сам себе ответит, что все так делают. Дескать, это нормально, наш мир весь такой, и его коллеги еще больше воруют, а он просто пытается выжить и ничего не решает, что это все не его вина, а вина внешних обстоятельств. Он никогда себе не скажет, что поступает подло и безнаказанно портит жизнь зависимым от него людям. Врач, прописывающий неизлесимо больным дополнительные ненужные процедуры, чтобы взять еще больше денег, тоже будет себя успокаивать. Он скажет что зарплаты маленькие, что его больные и так уже одной ногой в могиле, и что хуже уже не будет, а он заработает и что, опять таки, все так делают. Подобным образом себя оправдывают работники абортариев и продажные судьи, продавцы наркотиков и держатели борделей, прелюбодеи и рукоблудники. У всех все сами виноваты, все так делают, всех подбили на такое обстоятельства жизни. Но Суд будет, Христос придет. Тогда каждый отчет даст. Тогда кришна, йога и Далай Лама не спасут.

Именно потому таким гибельным для верующего человека является самооправдание. Оно глушит совесть лучше любой водки. К нему прибегли первые люди, когда Господь спросил их о причине нарушения запрета. Адам перевел вину на Еву: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). А Ева на змия: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13). И теперь мы продолжаем делать то же самое, хотя гораздо проще и лучше искать причину ошибок и распрей в себе и не оправдываться. Ведь если Господь при чистосердечнем покаянии может простить все что угодно, так зачем накапливать грязь в себе?

Нужно слушаться своей совести, нужно пытаться не глушить ее, но делать ее глас более четким. Она умеет подсказывать, когда мы сделали худое, она наперед подскажет, стоит ли нам делать задуманное. Она не идеально настроена для нашеих чувств, она не всегда говорит понятно, наш ум часто не может разобрать ее слов. Иногда мы сами ее коверкаем, додумываем лишнее, ошибаемся и дулаем ошибки. Это все есть. Но даже не смотря на это, мы обязаны работать над самоочищением и совершенствованием, прибигать к Таинствам покаяния и Причастия. Очищать себя, свои чувства, чтобы они были мынее подверженны бесовским призывам и лучше слышали слова совести. Это поможет нам продвигаться по праведному пути, отличать худое от полезного, обретать неподдельную покаянную скорбь о совершенных поступках и понять, что истинное спасение и прощение нам может подать только Иисус Христос.

[1] Авва Дорофей Душеполезные поучения

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/7.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>