Свобода в совершении греха – рабство собственной души

истинная свободаКак часто нам твердят о свободе, понимая ее в самом примитивном смысле: «Делай то, что хочешь, никто не вправе тебя ограничивать в удовлетворении твоих потребностей». Такая свобода льется на нас отовсюду. Ее обожествляют и перед ней приклоняют колени. Как правило, она не сулит ничего хорошего. За ней, как за ширмой, скрывается узаконенный разврат, знамена кровавых переворотов и революций. Она популярна, потому что поддакивает нашим желаниям. Ведь эгоист первый будет доказывать окружающим о своих правах, забывая возложенные на него обязанности. Но это массовое представление о свободе не отображает ее глубинную суть.

В романе, Дж. Оруелла «1984» главному герою пренадлежат такие слова «Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре». Ведь она действительно очень тесно связана с истиной. Можно быть обеспеченным человеком, иметь возможность получить все на свете, но при этом оставаться рабом. Рабом собственных желаний, которые будут заставлять тебя изменять своему слову, врать, идти у них на поводу, отказываться сделать то, что должен, в угоду тому, что хочется. Можно быть успешным ученым, который исследует любимую область науки, имеет богатство и славу, но который готов отказаться от любых своих научных доказательств и сделать заказной вывод. Эти люди не свободны, они просто выживают, выживают в рамках внешних обстоятельств. Можно быть маленьким человеком в большом городе, считать себя свободным, но бояться подать кусок хлеба нищему, чтобы не выглядеть глупо. Даже будучи уверенным на сто процентов, что это хорошее дело.

Подлинная свобода, это возможность ухватиться за истину, придерживаться ее, и отпустить только тогда, когда твой дух покинет тело. В широком смысле этого слова это возможность придерживаться своих убеждений, и действовать согласно с ними. Истинная свобода – это если твои убеждения не навязаны тебе обманом и не являются заблуждением.

Разберем же «Что есть истина?». Истина не может быть объективна в рамках отдельного человеческого ума. Любая информация, проходящая через наши органы чувств и поступающая в мозг, проходит через фильтры наших убеждений. Одинаковые факты могут по-разному интерпретироваться отдельно взятыми людьми. Верно и обратное, человеческий ум не может родить объективное знание. Абсолютная истина, Истина с большой буквы. Она должна прийти извне. Тогда можно быть уверенным, что не произошло ее коверканье со стороны такого несовершенного человеческого ума. Такой Истиной было Откровение Бога для людей, Истина воплотилась в виде Самого Бога — Иисуса Христа и наполнила ум несовершенного человека совершенными вещами, а значит и дала нам совершенную свободу.

Она никогда не зависит от материального достатка и возможностей, от власти или наличия талантов. Даже в бедняцких трущобах, на смертном одре и царском троне можно продолжать действовать так, как подсказывает тебе твое естество. Если эти решения не будут продиктованы страстями, гневом, злобой, неудержимыми желаниями, они будут лишь подчеркивать твою свободу. Внешние обстоятельства по сути являются либо помощниками, либо мешают жить так, как считаешь нужным. Основной источник нашего же рабского положения – собственный внутренний мир. Именно и на него направлена Евангельская проповедь.

Давая возможность увидеть собственные изъяны, собственные глупые и бессмысленные желания, нам дается возможность открыть против них борьбу. Когда тобой управляют одни лишь страсти, когда ты обманываешь своих близких и не можешь укротить свою жадность, ты не имеешь возможности действовать в согласии с самим собой и в согласии с правдой. Имея маяк, указывающий на Истину, можно направить свой корабль к земле спасения. Тогда, не побеждаемый страстями, человек может делать подлинно свободный выбор.

Когда все в порядке внутри, тогда уже можно говорить и о внешнем. Если ты даже знаешь, как правильно поступать, в этом может не быть никакого толку. Так происходит в случае, если на деле твои поступки определяются чем-то другим. Можно знать, что нужно заботиться о ближних, но на деле под влиянием общественного мнения или мнения окружающих, продолжать воровать или поражать всех своей скупостью. Внутренняя свобода имеет отражение и на внешние поступки, на характер взаимодействия с миром. Иногда обстоятельства не позволяют осуществить нужное, но они никогда не могут заставить изменить своим принципам. Нет толку от праведности, если она похоронена внутри. Тогда она пойдет вместе с телом в землю.

Чем больше искушений отказаться от своих убеждений и принципов и оставить Истину, тем яснее видна свобода ее исповедующих. Ярким примером такого свидетельства является мученичество. Когда связанный по рукам и ногам, под тяжелыми пытками и ожиданием возможной гибели, исповедается истина, это многого стоит. Даже когда на противоположной чаше весов жизнь и земные блага, они приносятся в жертву правде. Такой человек подлинно свободный.

Церковь, омытая кровью мученичества, этим самым привела еще одно доказательство своей возможности дарить истинную свободу. Более того, она даже привела доказательства того, что имеет силу дать человеку несгибаемый внутренний стержень, способный выдержать любые испытания.

Но что нам предлагает сегодня внешний мир? Подлинную ли волю? Нет, он дает нам лишь маячки-удовольствия, к которым нерадивый кормчий направляет свой корабль. Подплыл к одному огоньку, увидел еще один, более яркий, поплыл к нему. И так всю жизнь. Как трамваи, ходящие взад и вперед по рельсам, так и мы гоняемся за удовольствиями. Конечная станция – еще одно земное наслаждение. И когда все бегают по рельсам, когда большие города напоминают собой муравейник, тогда при беглом взгляде создается видимость жизни. На самом же деле это всего лишь некое подобие золотой клетки, где кормят хорошо, но за пределы которой не выпускают.

Чем больше у человека развито желание самонасыщения, чем больше он привык питать себя, тем больше он зависим от мира вокруг. Называя себя свободным и подразумевая под этим лишь возможность беспрепятственного движения к удовольствиям, мы лишь еще больше разгоняем свой трамвай, который готов сметать любую преграду.

За доказательствами далеко ходить не нужно. В сети ходит такая фраза: «Чтобы современный человек потерял смысл жизни, достаточно отключить электричество». Нам дали такое количество удобств и удовольствий, что мы разучились без них жить и все радости жизни получаем именно от них. Мы порой готовы проклинать персонал провайдера, если нам отключили Интернет и мы готовы ненавидеть руководство телеканала, если сегодня не покажут серию любимого фильма. Мы рабы кнопок и компьютеров. Мы рабы магазинов, фастфудов и кинотеатров. Чтобы уничтожить современный мегаполис, не нужно использовать биологическое оружие или сбрасывать атомную бомбу. Какой вздор, можно поступить гораздо проще. Достаточно выключить электричество. Без ярких витрин, без мобильных телефонов и компьютеров люди сами начнут убивать друг друга, они сойдут с ума.

Христос разорвал эти путы. Внимательное отношение к себе и к своему внутреннему миру даст возможность стать свободным. Имея четкое понятие, что такое грех, мы можем не дать ему поглотить нас. Ведь греховная страсть не может быть насыщена. Ее характерной чертой является постоянно возрастающая требовательность. Все больше еды нужно вкинуть в голодное чрево, чтобы оно почувствовало сытость. И чем оно больше, тем сильнее тянет нас к земле, приковывая наши ноги и руки похлеще любых кандалов. Свобода в выборе продуктов для его насыщения не избавляет нас от основной проблемы. Нужно бороться с самим чревом, ставить его на место. В этом нам и помогает Церковь.

Если мы научимся ставить во главу угла Господа, а все остальные вещи ставить после, если мы примем божью Истину, то станем подлинно свободными: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>