Пытка для слуха – сквернословие

вред сквернословияБытует мнение, что русский язык нераздельно связан с таким понятием, как русский мат. Якобы это подчеркивает его самобытность, добавляет разнообразия и вносит «изюминку». Сказанное вовремя матерное выражение как будто вносит пикантности, помогает как нельзя более точно выразить свою мысль [1][2]. На этой же волне сквернословие преподносится как неотъемлемая частичка русской культуры, как наследие предков, как некий деликатес, горький на вкус для обывателя, но имеющий ценность в глазах истинного гурмана. Такое отношение является оправданием для многих матершинников. Но так ли все на самом деле?

До прихода Христианства, жители языческой Руси активно пользовались нецензурными словами во время совершения своих ритуалов, заговоров, проклятий [3]. В то время во многих племенах существовал культ плодородия. Оно и понятно, людям хотелось управлять и природными явлениями, и скотиной. Для этого произносились заклинания, содержащие в себе названия мужских и женских половых органов. Так происходило восхваление духов природы, отгонялись беды, привлекалось изобилие. Иногда таким же образом пытались отогнать нечистую силу. Не видя перед собой телесного врага, человек пытался «навредить» бестелесному посредством слова. Оно выражало агрессию, скверну и хулу. Ругательства плотно вошли в обиход и очень часто употреблялись в разговорной речи вплоть до XVIII века. Хотя некоторые из них тогда имели и другие значения, не такие скверные, какие мы вкладываем в них сейчас, тем не менее, со временем, дурной смысл вытеснил своего конкурента и плотно закрепился в массовом сознании [4]. Постепенно матерная речь начала подпадать под запреты и цензуру [5][6][7], и сегодня она считается признаком дурного нрава и противопоказана для употребления в культурном обществе. И для этого есть веские основания.

Вселенская Церковь никогда не одобряла сквернословие. Апостол Павел по этому поводу говорил так: «А блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже имено­ваться у вас, как при­лично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотвор­с­т­во не при­личны вам, а, напротив, бла­го­даре­ние;» (Еф. 5:3-4). То есть если у человек употребляет в разговорной речи слова, которые именуют всякие мерзости, он уже вредит своей душе. Такое сквернословие оскорбляет слушателя, сеет в уме помыслы, мысли о разврате и грехе. Это отделяет от Бога и приближает к миру бесовскому. Потому не удивительно, что изначально ругательства использовались в заклинаниях, при общении с нечистой силой. Последнюю привлекает всякий грех, в том числе и скверная речь. Идеал человека, с чистым сердцем и благородными поступками не совместим с грязными ругательствами. Тот, кто претендует на звание образованной и культурной личности, не позволит себе сквернословить, ведь такая личность стремиться к очищению и облагораживанию внутреннего мира. Зачем вертеться вокруг тем разврата, половых отношений и оскорблений?

Да и произнесение оскорблений на чужих матерей, отцов и детей, является хулой на чужого человека, которая однозначно является грехом: «А Я говорю вам, что всякий, гнева­ю­щийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геен­не огнен­ной» (Мф. 5:22). Употребляя ругательства по отношению к женщинам в повседневной речи, человек хулит добродетель целомудрия, образ матери, идеалом которого является Пречистая Богородица. Это праздные слова, которые несут в себе скверный смысл и употребления которых можно избежать и выразиться более мягко. Особенно это актуально, когда ругательства становятся также и словами-паразитами, которое проскакивают в речи и никак не связаны с ее контекстом. Очень стыдно бывает тому, у кого случается при общении с приличными людьми при жаркой беседе проронить подобное словцо. Тогда не стоит забывать слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праз­дное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Очень ярко против сквернословия свидетельствует и сама совесть. Люди, вычистившие из своей речи ненужные слова и сделав ее более чистой, чувствуют себя крайне неловко, если слышат поблизости «русский мат». Им это режет ухо так, что они начинают испытывать резкий дискомфорт. Как будто кто-то насильно вкачивает в голову через уши помои, оскверняя и все тело. Самое страшное, что этого невозможно избежать, кроме как попросить собеседника выражаться более мягко. Если же кто-то вдруг начинает снова произносить матерные слова, до этого на протяжении длительного времени ими не пользуясь, то начинает чувствовать себя оскверненным, как после купания в отходах. Одними научными доводами такое объяснить будет довольно сложно, здесь явно присутствует и духовная составляющая.

Употребление матерных слов человеком имеет в себе и психологические причины. Тот, кто ими пользуется, кроме оскорбления слушателя, зачастую этим путем пытается самоутвердиться, привлечь внимание, выглядеть более сильным. В основном это относиться к тем, кто привык обильно разбавлять ругательствами свою речь по поводу и без. Оскорбление является предпосылкой к драке, это явный признак агрессии. Некий аналог рычания у животных. Это автоматически пугает собеседника или врага, заставляет его «ощетиниться», держать дистанцию. Постоянная потребность отгородиться высокой стеной от окружающих есть лишь у неуверенных в себе людей, это попытка преодолеть страх [8]. Такая себе просьба отойти на расстояние. Наряду с этим «воинствующий матерный рык» заявляет всем окружающим о собственной важности. «Вы будете со мной считаться, смотрите какой я крутой!» — пытается доказать сквернословящий. И вокруг все действительно с какой-то опаской или излишним вниманием начинают смотреть на него, ведь людям неприятно слышать такой поток ругани. А ему это нравится, он чувствует себя главным. Иногда такое поведение демонстрирует желание получить дополнительное внимание, что тоже свидетельствует о комплексе неполноценности. Тут действует принцип, что громче всех доказывает уверенность в себе тот, кто менее всего ее чувствует. И это еще один повод задуматься.

Если говорить про физический вред сквернословия то, наверное, не лишним будет упомянуть о большом количестве опытов, проведенных над растениями. Довольно известными являются эксперименты биолога Петра Гаряева [9]. По его словам в них было установлено, что если растение на протяжении длительного времени постоянно «орошать» оскорблениями, оно начинает погибать, семена не прорастают, в его организме происходят нарушения. Это происходит потому, что электромагнитные колебания, вызванные подобными словами, оказывают вредное влияние на ДНК и вызывают мутации. А последнее, мягко сказать, не безвредно и для человека. Хотя нужно заметить, что такие опыты подвержены критике и могут являться псевдонаучными.

Что же касается очевидного вреда для людского здоровья, то его в первую очередь вызывает стресс, спровоцированный человеком, который употребляет нецензурные выражения. Постоянно находиться в компании ругающихся матом вредно для психологического здоровья. Это люди, которые защищая свою несостоятельность, скорее всего не будут особо беспокоиться за нанесенные вам душевные раны, им это просто не интересно, они зациклены на себе. Похожий эффект оказывает и постоянная агрессия, которая выражается посредством ругани. Некомфортно находиться в такой среде, появляется все большее искушение замкнуться, обозлиться, стать таким же. Именно потому часто происходит так, что в семьях, где отец любит разбавить речь грубым словцом-другим, сыновья вырастают подстать. И это не потому, что они часто слышали матерную речь, а потому, что их внутренним миром мало интересовались, они чувствовали много агрессии, что вызывало страх. Теперь же сами прибегают к сквернословию как средству защиты [8].

Чтобы такого не было, нужно следить за своим языком. Об этом нам говорит и Спаситель: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). В день Суда мы дадим за все ответ, и за это в том числе. Сквернословие это такой грех, когда один утверждается за счет других. Наносится вред не только духовный, но и чисто психологический, страдают окружающие. В конечном итоге проигрывает сквернословящий, именно он на деле оказывается самым слабым и незащищенным. Потому необходимо всячески бороться с такой привычкой, если она имеет место. От этого выиграют абсолютно все.

Единственный вопрос, который может возникнуть, это что же делать тем, кто уже не мыслит себя и свой разговор без мата? Ведь некоторые действительно может быть и хотели бы избавиться от вредной привычки, но никак не получается. В таких ситуациях к проблеме нужно подходить комплексно. Можно постараться просто усилить контроль за своей ручью, но это не всегда окажется эффективным. Гораздо лучшим методом будет научиться не отгораживаться от людей а постараться вникнуть в их проблемы, проявлять в этом участие. Более теплое отношение к ближнему, беспокойство о нем, попытки узнать каково его внутреннее состояние, это все разрушит ту защитную стену, которая построена в душе сквернослова. Последнее отразиться и на его вредной привычке, она начнет постепенно пропадать, лишь бы ее не подкреплять нарочно. Так что не стоит отчаиваться, нужно просто постараться, и тогда речь станет чистой и приятной для окружающих.

 

[1] Елена Тюгаева. В защиту прав русского мата

http://www.proza.ru/2007/08/16-452

 

[2] Слово в защиту русского мата…

http://lvoropaeva.livejournal.com/5187379.html

 

[3] Русский мат с Алексеем Плуцером-Сарно

http://plutser.ru/articles/filosophy_pizda

 

[4] Церковно-славянский словарь

http://www.orthodic.org/cs/Б/15

 

[5] Запрет 1730 года

http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/02/sl207215.htm

 

[6] Запрет на маты на Руси

http://tnu.podelise.ru/docs/index-217478.html

 

[7] Мелкое хулиганство в РФ

http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=11&paper=20.1

 

[8] Психологические причины сквернословия

http://www.realisti.ru/main/mat/pochemu_lyudi_myateryatsya_mat_sledstvie_neuverennosti_v_sebe.htm

 

[9] Матерщина убивает не хуже рака

http://www.kp.ru/daily/22935/363/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>