Зависимость от компьютерных игр

зависимость от компьютерных игрХочу сказать пару слов (ну хорошо, не пару) о таком явлении, как зависимость от компьютерных игр.
Наш мир прекрасен. Имею ввиду реальный мир, а не виртуальный. Но нет в нем, конечно, полетов верхом на драконах, сражений с магами и гигантских роботов-гладиаторов. А порой так хочется на такое посмотреть… Да еще и книги, фантастика различная интерес подогревает. Все чаще посещают сказочные мечты, и желание побывать в сказочном мире все растет. И вдруг тебе нежданно на голову падает такой шанс, тебе предлагают не просто посмотреть, а и поучаствовать. Ну и кто устоит перед таким? Да, взрослый человек еще устоит, а подросток? Скорее всего — нет. И захочет ли он, после того как вкусит этого сказочного мира, возвращаться в «серые будни» своей жизни? Сложно ответить на этот вопрос.
Сейчас компьютерная игровая индустрия достигла небывалого размаха. Раньше все было просто. Были игры с неприглядной графикой в 2-3 действия игрока. В них не хотелось играть более сорока минут подряд. Видно было грань, что это серое виртуальное развлечение, которое может занять тебя на несколько часов, но не более.

А сегодня что? А сегодня это уже переросло в большую проблему. Народ играет как не в себе и эта зависимость порой подобна наркотической. Кажется, проблема во многом еще и в том, что молодое поколение в буквальном смысле выросло на приставках. Мы играли всегда. Когда автору этой статьи было 3 года, у него появилась приставка Сюбор (что почти не отличалась от всем известной Денди), на которой он играл в Марио. Нельзя сказать, что он делал это целыми днями, родители умело ограничивали от вредного занятия (теперь можно их только поблагодарить), но суть не в этом. Просто так получилось, что пристрастие к играм начало прививаться еще с самого детства. По мере взросления игрока «росли» и приставки. Если сначала, грубо говоря, это была Денди (Dandy), то со временим, появилась Сега (SEGA), на которой игры были уже получше и затягивали еще больше. Видео-игра начала становиться частью жизни. И такое происходило с огромным количеством ровесников. Друзья и знакомые обменивались картриджами и очень любили играть.

А уже в средней школе у многих начали появляться первые компьютеры, которые для нас были всего-навсего большими игровыми приставками. Сложно было представить, что можно было еще что-то делать на этих машинах. В итоге все пришло к тому, что мало кто вообще свою жизнь представлял без игр. Это стало чем-то таким приятным и желанным, что в любой серый и знойный день, при любых сложностях тебе грело душу одно – мысль о той игре, которая ждет тебя дома. Как сейчас помню то чувство глубокой жалости к родителям и окружающим, которые не увлекались виртуальными развлечениями. Я их жалел, потому что не знал какая у них радость в этой жизни, все у них казалось таким серым и неприятным.

Были еще компьютерные клубы. Те, у кого компьютеры были слабые или у кого их не было, или кто хотел поиграть «по сети» с друзьями, те ровным строем шагали в туда. Конечно, удовольствие от игры с живыми игроками несравненно выше, соответственно и тяга больше. Сложно сосчитать, сколько уроков в школе было пропущено, сколько денег у родителей было выклянчено, сколько времени впустую было потрачено из-за пристрастия к походам в Интернет-клубы. Бывало, что ради очередной «дозы», даже доходило до воровства и вымогательства. Иногда шпана просто стояла на подходах к клубам и отбирала мелочь у ребят помладше. Хотя такое было не везде, но иногда встречалось. Ну а потом Интернет начал появляться в каждом доме…

Если раньше ты бежал в игровую вселенную и был там один, то со временем тебе становилось скучно и такое времяпровождение надоедало. Игра проходилась и все кончалось. После этого начинался поиск новой, с надеждой получить такой же кайф. Теперь же такие ограничения, как «проходимость» и одиночество в виртуальной вселенной, были сняты. Разработчики такой сверхпопулярной в недалеком прошлом MMORPG (Massively multiplayer online role-playing game – многопользовательская ролевая онлайн-игра) как Lineage 2 были вовсе не дураки. Опыт предыдущих крупных онлайн проектов был принят во внимание, и новая игра могла держать человека в рабстве годами. Дальше речь пойдет исключительно об онлайновых компьютерных играх.

Что этому способствовало? Стоит назвать пару факторов на примере Lineage 2 (они будут применимы и ко многим другим). Во-первых игра довольно красивая сама по себе. Там есть и красивые замки, и темные леса, башни колдунов и живописные поляны, смертоносные пустыни, ужасающие пещеры, уютные деревни и еще много чело другого. Большой соблазн погрузиться в игру только ради того, чтобы все это увидеть. У виртуального мира есть своя история, свои злодеи и герои. Там хочется побывать, чтобы отойти от всех насущных проблем. На начальном этапе очень часто именно это подбивает человека начать играть. Во-вторых, игра ролевая. Это значит, что у тебя в ней есть некая своя роль. Ты можешь быть воином, магом, убийцей и т.д. Это очень сильно привязывает человека. Он может без проблем стать тем, кем мечтал быть в детстве. И для этого не нужно ничем рисковать. Для подростка это вообще настоящая ловушка. В школе он середнячок, который ничем не выделяется, а тут он герой-победитель. Уже одно это способствует тому, что реальная жизнь для него теряет все краски. Ведь в онлайн-игре кроме всего этого еще столько живых людей! Его признают сильным и крепким. Ради этого он готов днями заниматься прокачкой героя, чтобы быть «круче», лучше, чтобы его уважали. И самое страшное, что его действительно уважают такие же, как он.

Тут сразу плавно вытекает третья причина, почему люди не могут оторваться от игры. Это очень длительный и сложный процесс совершенствования своего игрового персонажа. Онлайновую RPG-игру невозможно «пройти». Чтобы оказаться на вершине славы нужно годами убивать время на прокачку. И каждый раз, когда ты добиваешься в этом деле некоторого успеха, сомнительное удовольствие сразу же сменяется тягой еще к чему-то большему. Ведь в играх, где много игроков очень развита система соперничества. Ведутся рейтинги, идет постоянный подсчет статистики по достижениям. Если человек не занимается увеличением своих игровых достижений, его тут же обгоняют. В итоге в топ-списках рейтинга оказываются группы людей, которые больше всего потратили на игру времени. Ведь прокачка не предполагает затрат никаких других ресурсов. Ты можешь быть учеником 7 класса, но если у тебя есть руки, глаза и время постоянно играть и выполнять монотонные действия, со временем ты сможешь стать чуть ли не самым почитаемым игроком на сервере.

Еще немаловажным остается тот факт, что за время онлайн игры у человека появляется там масса знакомых. Ведь почти все окружающие персонажи в виртуальном мире принадлежат живым людям. Почти в каждой MMORPG для достижения высоких игровых результатов необходимо вступать в виртуальные сообщества игроков, так называемые гильдии или кланы. Это очень сильно способствует нахождению новых знакомых. Потому, если человек уже довольно долго играет в онлайн игру, у него даже появляется некий новый круг общения. Когда вокруг тебя находятся такие же как и ты, то падать в бездну игровой зависимости совсем не страшно, а даже и совсем незаметно. Ведь всегда можно успокоить себя фразой: «Ну и что, что я уже месяц каждый день по 10 часов играю, вон Олег вообще сутками сидит. Я как в игру не зайду, он постоянно онлайн, а у него уже семья есть». И всегда очень больно, когда кто-то вываливается из этого круга игроков. Признаюсь честно, во времена моего нездорового увлечения играми, когда кто-то говорил «хватит заниматься глупостями и играть» я чувствовал себя ущербно.

Все это в совокупности и еще очень много другого затягивает человека в игру так, что сопротивляться порой бывает очень и очень сложно. Игры становятся смыслом жизни. Без них все становится серым и неинтересным. Избавиться от такой зависимости очень сложно. Хотя, как можно видеть на практике, у более-менее сознательных людей она часто атрофируется и проходит со временем. Иногда этому способствует увеличение повседневных забот по мере взросления. У кого-то институт серьезный и у него не получается уделять играм много времени, кто-то решил пойти работать, а у кого-то девушка появилась, которую он не желает менять на виртуальные развлечения :). И так, потихоньку, игры отходят сначала на второй, потом на третий план, а со временем и вовсе начинают занимать минимум места в жизни.

Но так бывает не у всех. У многих причиной отказа от виртуальных развлечений может послужить осознание своей отсталости и ущербности, в которую они себя вогнали. Ведь действительно, когда остальные люди развиваются, получают удовольствие от жизни, гуляют, влюбляются, учатся, в это время зависимый от виртуальных развлечений человек сидит и долбит по клавиатуре. Год, два, три… потом оглядывается назад и видит, что он никто, что у него ничего нету, что он закомплексованный и трусливый, что он не умеет общаться, не обладает никакими знаниями, потерял физическую форму, что у него отсутствует элементарная социальная адаптация. А ведь хочется быть как все, быть успешным, любимым, образованным… Тогда и делаются первые шаги к отказу от зависимости, ведь только так можно будет в будущем стать счастливым. Бывает, к этому еще побуждает какое-то крайне неприятное событие, которое было спровоцировано нездоровым увлечением, например потеря работы или любимого человека. Тогда срабатывает некая «шоковая терапия» и зависимый снова оборачивает свой взгляд к реальному миру.

Хуже всего, когда ничего из вышеперечисленного не происходит и несчастного ничто не может вырвать из игрового капкана. А таких людей с каждым разом становится все больше и больше. Единственная возможность помочь человеку в такой ситуации – всеми силами способствовать ограничению его времяпровождения за компьютером или приставкой. Немаловажно всегда проводить «профилактику» разнообразными загородными поездками, прогулками, «живыми» развлечениями, чтобы уменьшать время, проведенное в виртуальном мире. Пока он не увидит реальный мир без компьютерных развлечений и не осознает его красоту ему мало что поможет. С детьми в этом плане проще, наверное, так как можно просто воспользоваться родительской властью и насильно запретить играть. Дела обстоят сложнее, когда у пациента уже прорезалась щетина. Тут наверное стоит сначала каким-то образом убедить его, что стоит покончить с нездоровым увлечением, а потом уже открывать полномасштабное наступление на нездоровую зависимость. Для построения более полной программы помощи пострадавшему стоит обратиться за советом к психологу.

Не понимают люди, на сколько прекрасен реальный мир. Важно знать, что мысли о его «серости» и «унылости» ложные и часто нужно лишь сделать пару шагов ему на встречу, чтобы он начал отвечать тебе взаимностью.

Таким образом можно сделать вывод, что зависимость от компьютерных игр это довольно опасное и распространенное явление. Человека, который был поражен этим недугом, крайне сложно вернуть в реальность. Ну и под основным ударом, как всегда, оказывается наша молодежь и дети.

На эту тему есть более новая статья.

Нашумевшее недавно видео. Детям очень сложно сопротивляться зависимости. Бедная мать ребенка столкнулась с большой проблемой в воспитании сына.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>