Охраняй свой внутренний мир

внутренний мирКак сказал Спаситель: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Эти слова имеют непосредственное отношение к нашей душе. Как сказано, что если внутренности чиста, то и внешнее будет чисто. На том, как нас оценивают окружающие, даже и заострять внимание не следует, если это вредит внутренней чистоте. Важно первоочередное внимание уделять именно последней.

Но как же мы поступаем, о чем печемся? Только лишь о мнении окружающих. Доброго слова не говорим, чтобы это как слабость не распознали, в спорах не уступаем, чтобы никто не посчитал нас побежденными. Завидуем и предаем, чтобы иметь большое состояние и щеголять перед бедняками во внешней красоте. Что мы чистим? Только внешнее.

А нужно-то уметь преодолевать страх, помогать, когда необходимо. И не волноваться по поводу того, как это будет выглядеть внешне. Даже более того, если за благое дело у окружающих будет вызвано недовольство и несправедливое осуждение, это только добавит ценности поступку.

В духовной сфере тоже хватает лицемерия. Бездумное исполнение всех правил и канонов, без понимания сути. Концентрация на внешнем благочестии. Это фарисейство и путь, ведущий в погибель. Христос нас призывал печься об основном, а не второстепенном.

Этим и стоит заняться. И борьбу за свою душу нужно начинать уже сегодня и сию минуту. Нельзя превращать себя в мусоросборник. Как сказал спаситель: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29-30). Нужно ограничивать себя, чтобы твои же члены помимо твоей собственной воли не испортили внутренний мир. Важно уметь перекрывать поток гадости, который на нас льется из всех щелей.

На практике это выглядит так, что благоразумный человек не будет смотреть развратные фильмы, проводить все свое время в обществе пияк и сквернословов, не будет подавать себе лишний поводов для искушения. Это так же актуально и для современных форумов, социальных сетей и мест виртуального общения. Не стоит разрушать свой внутренний мир, скатываться на ругань, и порождать чувство ненависти у оппонентов. Лучше избежать оживленного спора или проявлять себя сдержанно, чем нанести повреждения своей душе. В Интернете и так много прекрасного и интересного, не стоит искать лишь скверное.

Так уж вышло, что нас более привлекает именно это. Посмотреть ролик с матом и оскорблениями, с драками и попойками – это всегда пожалуйста. Но задумываемся ли мы, не окажет ли это оскверняющего воздействия на душу? Так и в общении с ближними. Чем кого-то обсуждать, искать гадости и держать их в своем уме, лучше просто постараться забыть об этом. Каждая дурная мысль, осуждение и невысказанное оскорбление – все это находится в нашей голове, в нашем сердце и в нас самих. Это и оскверняет внутренность чаши. Нельзя давать входить всем этим гадостям в себя. Стоять на страже своей души – великое дело.

Про грехи, такие как прелюбодеяние, блуд, убийство, воровство и обман и говорить не стоит. Если человек их совершает, он дает путь бесовским полчищам прямо в свою жизнь. Тогда уже все пойдет кувырком. Скверная начинка точно уже перебьется на внешний вид сосуда. Не стоит лишний раз напоминать, что воздержания от грубых и очевидных грехов это сама-собой разумеющаяся вещь. Благоразумный человек также обратит внимание и на мелочи.

Важно охранять внутренний мир, внутренний покой. И не только от душевного осквернения но и в прямом смысле хранить ясное и светлое расположение духа. Как некогда говорил Оптинский старец Варсонофий: «У кого в душе мир, тому и на каторге рай». Когда внутри благодатный покой, тогда человек радуется. Тогда нет душевных метаний, сомнений, лучше виден грех и становится понятнее, чего следует опасаться. Такой мир спасителен. Он приближает нас к Богу, побуждает потребность в Нем, очищает молитву. Благодатное расположение духа нужно всеми силами стяжать и охранять.

Обрести это сокровище нам поможет такая добродетель, как смирение. Это сложное понятие, которое обладает многими гранями. Одной из них является всецелое упование на волю Божью. Непрерывно стяжать это упование довольно сложно, но даже чисто теоретически можно представить, на сколько сильно оно способно успокоить нашу душу. Только представьте себе. В обыденной жизни мы постоянно волнуемся, боимся, что что-либо не получится. Появляются постоянные и необоснованные страхи за наших близких, за себя, за работу. Неуверенность в будущем и сомнения крадут покой днем и ночью. Ожидания тяжелого труда и горы грядущих дел вводят в уныние.

Но если человек всецело положится на Промысел, он будет от всего этого избавлен. Ведь сказал Христос, что каждый день достоин своей заботы. Надумывать себе проблем на завтра не стоит, лучше полагаться на Бога. По сути, мы не можем знать, что произойдет в следующую секунду, может Пришествие наступит, или мы умрем от сердечного приступа. Поэтому все наши размышления про будущие дела – всего лишь плоды нашего ума, но не объективная реальность. Стоит ли питать себя такими мыслями, которые отнимают мирное состояние духа? Нет, не стоит. Лучше наметить курс в своей жизни, но не вешать на нее ярлыки и пытаться просчитать и предусмотреть все возможные варианты развития событий. Тогда душу не будет тревожить множество иллюзорных и ненужных вещей. Она будет ближе к Богу и повседневные дела не затуманят хорошего расположения духа.

В этом же смысле не лишним будет упомянуть о важности терпеливого и неропотливого несения своей ноши. Постоянное раздражение на начальника, который загружает делами, злоба на домашних, коллег, родственников и условия своей жизни лишают благодатного расположения духа. Условия существования каждого человека формируют его крест, обязательства, к которым он должен относиться так, как научил Спаситель. Ропот на Бога, Который поставил в такое положение, не может обернуться чем-то хорошим. Если даже при наличии множества больших и малых проблем, человек учится искать хорошее, прощает и благодарит Господа, его сердце успокаивается и вокруг все начинает меняться. Пусть не быстро, он именно таким образом, чтобы впоследствии многократно воздать человеку и здесь, и, большей честью, в Царстве Божьем.

Как сказал Христос, давая совет к стяжанию мира: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Исходя из этого, надо в первую очередь верить в Спасителя и пытаться стяжать добродетели, которые Он показал нам Своим примером. Иисус безропотно нес свою ношу, любил ближнего, был кротким и смиренным. Нам необходимо всеми силами стараться делать тоже самое.

Потому необходимым качеством, которое способствует водворению покойного расположению духа является также и любовь к ближнему. Забота об убогих, помощь страждущим и просто внимание к близким – необходимые спутники жизни каждого христианина. И не обязательно сразу забивать свой ум мечтами о великих благодеяниях к окружающим, достаточно научится их не раздражать. Например, промолчать, когда раздражен и хочется оскорбить. Когда видишь грязные после еды тарелки, взять в руки мочалку и помыть их, помочь жене, позвонить старой матери, поинтересоваться, как дела у друга. Это все может показаться мелочами, но Господь, во-первых, смотрит на сердце, и такие дела могут человеку стоит немалых усилий. Это чем-то похоже на две лепты, которые вдова пожертвовала храму: мало в глазах других, но большая потеря и последнее пропитание для нее. Во-вторых, такое поведение подарить мир не только твоей душе, но и самым близким людям, увеличит взаимную любовь и тем самым приблизит их к Богу. Это лучшее свидетельство и лучшая проповедь, если в семье есть неверующие. Как сказал Серафим Саровский: Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Много смысла в этих словах. Конечно, к подобному идти довольно долго, поначалу ничего может не получатся, но главное – стремление и молитва. По словам Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Охрана внутреннего мира также предполагает и отстранение от сильных эмоций, в основном негативного характера. Такие эмоции чаще всего бывают вызываемы страстями. Например, нездоровое стремление обогатиться, когда все мысли и желания только лишь об этом. Будет ли такой человек испытывать мир в душе? Да никогда в жизни. Может ли испытывать мир в душе вор, поглощенные желанием наживы или блудник, который сгорает от страстей? Не могут. Так и мы должны суметь выставить верные приоритеты. Во главу – Христа, а все остальное в порядке по убыванию. Сначала жена и дети, близкие, а потом и карьера. Тогда душу не будут захватывать безудержные стремления и в ней поселится покой.

Для водворения мира в душе жизнь должна непрестанно согласовываться с Заповедями, волей Божьей. Мы должны всеми силами стараться любить Спасителя. Все, о чем говорил нам Христос и к чему призывал – это ступеньки, по которым нужно идти к спасению, попутно обретая успокоение и внутреннюю радость. Она есть признак верного направления жизни и является неким утешением и подкреплением. Когда внутри мир, это значит, что нашей души коснулся Сам Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23-24).

Депрессия и психические расстройства являются новой чумой 21 века. Казалось бы, вокруг столько развлечений, столько возможностей проводить досуг ни о чем не думая. Есть столько лекарств, войны бывают редко и цивилизованный мир почти ни в чем не знает недостатка. Но, увы, люди просто таки «издыхают» от душевного дискомфорта, неудовлетворенности и духовного голода. Они забыли Бога и погнались искать радостей мира сего. Отказались от труда и всего что приносит дискомфорт и начали искать легких денег и легкой жизни. А в итоге стали еще более несчастными, потеряли внутренний покой.

Это является неоспоримым доказательством того, что мирное расположение духа, сопровождаемое тихой радостью и полным удовлетворением в своей полноте доступно только лишь со Христом: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И если мы хотим услышать отголоски это райского блаженства, которое уготовано верным, мы должны всеми силами стараться следовать за Спасителем. Тогда мы не только сможем ощутить всю полноту нашей земной жизни, но и быть уже одной ногой в Царстве Небесном: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>